В широком смысле, по определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».
Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.
Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.
В группе «Аленький цветочек» создан и оформлен центр «Финансландия», составлена картотека сюжетно-ролевых игр. Подобраны экономические сказки («Три поросенка» (англ.), «Выгодное дело» (Бр. Гримм), «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский), «Джек и бобовый стебель» (англ. народная сказка) и т.д.).
Подобрали наглядный материал, пополнена картотека пословиц, поговорок и загадок о деньгах, дополнена картотека сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Супермаркет», «Кафе», «Почта», «Ателье», «Аптека», «Строители», и т.д.
Обогащена предметно-развивающая среда, дополненная атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов, изделий, денежных единиц для игровой деятельности.
Воспитателями группы была организована сюжетно-ролевая игра экономического содержания: «Банк» - включает в себя основные экономические представления.
- «Банк».
Первый этап – знакомство с банком и его назначением, финансовыми операциями, рассматривание фотографий о работниках банка.
Второй этап – совместно с детьми придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающих в себя ролевые диалоги: «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Нам нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Была организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового банка». Были введены в игру банкоматы, выдача кредитов.
Третий этап – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Происходило взаимодействие с сюжетно-ролевыми играми («Банк», «Магазин»).
Для родителей воспитанников группы были подготовлены консультации, разработаны рекомендации. Было проведено анкетирование, разработана памятка по экономическому воспитанию детей. Родителей мы привлекали к изготовлению атрибутики к играм.
Таким образом, мы считаем, у детей формируется стремление к познавательной активности.