Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, бережного отношения к природе интереса детей к самостоятельной экспериментальной деятельности, развитие умения реализовывать свои замыслы, размышлять.
Для углубления представлений детей о живой и неживой природе мы используем разнообразные способы организации познавательно-исследовательской деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, способствуют проявлению творчества и инициативы.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, активизируют его мышление, так как он постоянно анализирует, сравнивает, обобщает. Умение делать выводы стимулирует развитие речи у детей.
Для проведения исследований в группе вместе с родителями были созданы условия - пополнена предметно-пространственная развивающая среда. Появились: лаборатория воды, магнитная лаборатория, мастерская электричества, различные микроцентры, оснащенные специальным оборудованием и материалами. Это приборы-помощники (микроскоп, теллурий, весы механические и песочные часы, безмен и др.). Стимулирующие компоненты деятельности детей : материалы-пластмасса, керамика, стекло, ткань. мех, природный материал, медицинские материалы, сыпучие вещества, камни, зеркала.
Дидактические компоненты: познавательные книги, таблицы и модели с алгоритмом проведения опыта, серии картинок природных сообществ и др.
Центр экспериментирования расположен в доступном для детей месте, достаточно наполнен и безопасен. В зоне для самостоятельного проведения экспериментов дети могут выбрать карточки-схемы проведения опытов по желанию и отобрать для них оборудование и материалы. Условные значки покажут ребятам какие опыты они могут выполнить сами, а какие требуют участия взрослого.
С помощью прибора телурия они смогут понять как происходит на земле смена времен года, частей суток; микроскоп поможет рассмотреть клетки частей растений и т.д.
Детская познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной из при родного материала, трудовой, коммуникативной.