Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, и т. д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.
Для развития сенсорных навыков у детей раннего возраста можно выделить следующие задачи:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- формировать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Игровой материал, используемый в работе по сенсорному развитию:
- застежки (крючки, молнии, замки, крышки);
- крупный конструктор «Лего»;
- кубики;
- вкладыши;
- разные виды мозаики;
- пирамидки;
- шнуровка;
- бусы.