Огонь - враг, огонь – друг!
В печи огонь горит - прекрасно!
Огонь в моторе - тоже плюс!
Огонь нам друг и не напрасно
Огонь и человек - Союз!
Но коль играем мы небрежно,
С огнём - хорошего не жди!
Врагом он станет неизбежно,
И от него нам не уйти.
Пожар - стихия, всем он страшен -
И человеку, и зверью.
И чтобы избежать несчастья,
Ты воли не давай огню.
Ты не играй с огнём. Напрасно
Ты спички в руки не бери,
Тогда огонь нам не опасен -
Вот нашей дружбы с ним пути!
Валентин Мурзов
В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Виной всему – халатное отношение взрослых. Но нельзя не упомянуть, что виновниками пожаров бывают и дети дошкольного возраста. У дошкольников недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Поэтому в нашем детском саду создаются условия и проводятся мероприятия, направленные на формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности;
- учить детей правилам поведения в экстремальных ситуациях - набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону,
- четко называть свой адрес;
- познакомить со средствами пожаротушения, овладение навыками их использования;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Педагоги ДОУ постарались творчески подойти к решению поставленных задач, в доступной занимательной форме вооружить дошкольников знаниями о пожарной безопасности, умениями и навыками необходимыми для безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
В течение недели были проведены следующие формы работы:
Непосредственная образовательная деятельность и беседы по темам пожарной безопасности:
«Огонь на службе у людей»
«Детские шалости с огнём и их последствия»
«Я учусь охранять свою жизнь».
«Пожарные на защите жизни людей»
«Что делать, если возник пожар?»
«Средства пожаротушения»
«Спички не тронь, в спичках - огонь»
«Электрические приборы»
«Что делать, если загорелась одежда»
«Что необходимо сделать при ожоге»
Беседы строились в форме разыгрывания проблемных ситуаций, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждая ситуация имела законченный сюжет, дети давали оценку, делали вывод. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.
Были проделаны творческие задания такие как: «Закончи рассказ на противопожарную тему».
Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью.
В ходе игры «Набор телефонного номера пожарной службы» наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивали новую информацию и принимали активное участие в сюжетно-ролевых играх, предложенных воспитателем.
С интересом ребята играли в дидактические и подвижные игры такие как: «Огнеопасные предметы», «Что пригодиться на пожаре», «Горит – не горит», «На пожар», «Смелые пожарные» и др.
Во время чтения с детьми произведений, связанных с пожарами таких как:
С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа – милиционер»; Е.Новичихин «Спички»; Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница», а также стихотворений, пословиц о пожарах, дети на примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решали, как бы сами поступили в данной ситуации.
Участвовали в инсценировках произведений С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Дядя Степа-милиционер» и др.
Полученные знания, дети старались изобразить в творческих работах на противопожарную тему:
«Огонь друг – огонь враг», «Пожарный автомобиль» и др.
Были организованы выставки детских рисунков по группам:
«Чтобы с пожаром бороться умело, знать каждому нужно пожарное дело»
Совместно с родителями в каждой группе были изготовлены плакаты по ПБ, в подготовительной группе «Аленький цветочек» родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки для детей младших и средних групп.
В своей работе педагоги активно использовали наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия обучения, игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, огнетушители, рукава и т.д.). Обучение проходило в игровой форме, что способствовало привлечению внимания детей к поставленным задачам и в значительной степени, облегчало их решение.