На XХIV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА: О ВОСПИТАНИИ, ВОСПИТАННОСТИ, ВОСПИТАТЕЛЯХ», организатором  которой является кафедра психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, работники МАДОУ № 9 Галонская Ж.С., воспитатель и  Коркина О.К. заведующая  представили статью «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями: из опыта работы».

Галонская Ж.С., Коркина О.К.

МАДОУ № 9, г. Красноярск

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) в реализацию образовательного стандарта, от качества взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста [2].

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение обязано: обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов, совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная деятельность педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует установлению доверительных взаимоотношений. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации образовательной программы, в организации и проведении образовательных мероприятий детского сада, проектной деятельности детей и педагогов, в создании условий для полноценного и разностороннего развития ребенка.

Формы взаимодействия детского сада и родителей – это способы организация их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, становление потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

К наиболее важным задачам взаимодействия детского сада и родителей следует отнести: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОО и семьей; обеспечение открытости дошкольного образования; оказание помощи родителям, выработка единых подходов семьи и детского сада в воспитании ребенка.

С целью решения этих задач в образовательной деятельности детского сада деятельности используются современные образовательные технологии и методики Л.В. Свирской «Детский совет» и «Проектная деятельность в дошкольной организации», позволяющие инициировать участие родителей в образовательном процессе [3].

В ДОО уделяется большое внимание работе с родителями. Широко используются как традиционные формы, так и инновационные формы взаимодействия с родителями. Традиционные формы: родительские собрания; участие в совместных развлекательных мероприятиях; консультации, индивидуальные беседы; анкетирование; информационные стенды; выставки совместных детско-родительских работ и другие.

В последнее время наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают вовлечение родителей как в образовательный процесс, так и в жизни детского сада в целом. Все это создает преценденты возникновения новых акцентов в том числе в образовательной деятельности с детьми.

В группах детского сада педагогами используются разнообразные современные формы работы с родителями. Среди них можно выделить три основных группы: информационно-аналитическая группа форм включает анкетирование - опрос «почтовый ящик», наглядно-информационные родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», газета «ЖЗД – жизнь замечательных детей»; познавательные группа форм включает родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные педагогические журналы, экскурсии; досуговая группа форм включает праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах.

Одна из форм, относящихся к группе информационно-аналитической, почтовый ящик. Представляет собой коробку или тетрадь, в которой родители могут оставлять записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или ответы на них даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и идеями с воспитателем. Ее эффективность стала наиболее ощутима в период пандемии, а также при нехватке времени родителям и педагогам для личных встреч.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями досуговая группа форм взаимодействия. Здесь наиболее полно раскрываются возможности всестороннего сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий совместно с родителями, мастер-классов («Нетрадиционные методы рисования жидким тестом», «Воздух и я неразлучные друзья», «В стране насекомых»), театрального кружка «Сказочники», «В гостях у сказки»; совместных досугов (Праздник, посвященный Дню Матери; шоу «Я и мой – ребенок», «А ну-ка, папы!»), совместных выездных мероприятий с родителями на природу (масленица, путешествие по Столбам, встреча Нового года, на Конном дворе и другие).

В познавательной группе форм взаимодействия с родителями доминирующую роль играет общение педагог – родитель. Эта форма повышает психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, знакомит родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей дошкольного возраста, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, с интересом наблюдают процесс его общения и поведения с другими детьми и взрослыми. К таким формам относится общее родительское собрание дошкольного учреждения, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, игры с педагогическим содержанием для родителей, исследовательское - проектные, ролевые и деловые игры.

Таким образом, дошкольное учреждение и семья – два важных социальных института социализации ребенка. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Сегодня родители не зрители и наблюдатели, а активные участники воспитания и процесса образования своего ребёнка. Эти изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа, зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013.

3. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  Пермь: Меркурий, 2012. С. 71-74.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 79 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.