Важной задачей организации дежурства в среднем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола.
Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой - ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета - кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п. Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.
В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что, и как они должны делать. Напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.
В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой в средней группе дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного.
Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п.
Разные формы организации труда у детей повышают интерес к дежурству, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы.