Опыт работы  МАДОУ № 9 по реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» обобщен в статье «Игра как средство развития технического творчества дошкольников»
Статья «Игра как средство развития технического творчества дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (из опыта работы МАДОУ № 9), издана в Сборнике статей  КГПУ им. В.П. Астафьева «Психология и педагогика детства: развитие, воспитание, образование детей в условиях пандемии и ограниченного взаимодействия» . – Красноярск, 2021. – с.201-205.
Авторы статьи Коркина О.К., Тихонова Е.Н., Софронова О.Г и Груздева О.В., обобщили опыт работы  МАДОУ № 9 по реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАДОУ № 9)
Коркина О.К., Тихонова Е.Н., Софронова О.Г.
МАДОУ № 9 г.Красноярск
Груздева О.В.
КГПУ им. В.П Астафьева г. Красноярск
Современный мир непрерывно меняется. Происходит изменение информационного и технического пространства. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Каждое новое поколение уникально и каждый конкретный ребенок не повторим..
Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше-мягкие игрушки, кубики, юла, мозаика, куклы, машинки. Теперь – компьютерные игры, мобильные телефоны, игровые приставки, интерактивные игрушки. Игрушки, игры-одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игра занимает в жизни ребенка особое место. Одним из первых, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения социального опыта. Подчеркивая социальную значимость, игрушек, и сравнивая их с мини- предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представление об окружающем, Б.П. Никитин в тоже время отмечал что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.  [2]Подобные игрушки создают детей- потребителей, а не детей- творцов, чего нельзя сказать об игрушках- конструкторах. Ведь самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивает воображение, способность предвидеть результат своих действий.
Давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении
геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детски глазах. Тем более, что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.
Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. И это позволяет нам образовательная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть ООП) [1] .
Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть техническое творчество ребенка. В нашем детском саду в образовательной деятельности мы используем  модуль «LEGO-конструирование». Лего - одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широко использующая предметно- игровую среду для развития технического творчества ребенка.
А началось все в 2019 году с обычного городского конкурса по  LEGO-конструированию «LEGO-елка». Наши ребятишки с большим удовольствием занялись  конструированием.
Следующей ступенью в развитии технического творчества дошкольников  стал открытый городской Фестиваль «СпектрФест» который состоялся в феврале 2020 года в здании Информативного центра по атомной энергетики города Красноярска. Тема фестиваля «Город детства». В фестивале приняли участии 22 команды из 15 образовательных организаций города Красноярска. Юные конструкторы «Решали совсем не детские» вопросы , создавали новые и оригинальные строения, необходимые для развития, творчества, отдыха и интересной жизни каждого ребенка. Цель: популяризация технического творчества и лего конструирования через активные проявления детей своих личных и творческих качеств. Наша команда  «Лего-знайки» из группы «Цветик-семицветик» создали свой проект «Садик моей мечты», который включал: здания садика и прогулочные участки: военный городок, остров сокровищ, веселые аттракционы, зоопарк и городок Барби. Воспитанники МАДОУ № 9 стали призерами городского конкурса «СпектрФест». Огромную помощь нашей команде оказали родители, которые откликнулись на наши просьбы. Вместе с детьми они посещали различные строительные объекты, делали фотографии, рассказывали о машинах, которые помогали в строительстве объектов. Конструктивная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, представляет возможность проявлять находчивость, выдумку, договориться , помочь друг другу, воспитывает усидчивость, терпение. Деятельность с конструкторами и игровым оборудованием обеспечивает развитие воображения детей, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире, а также развивает их техническое творчество. Работу по легоконструированию мы строим в простой игровой форме, по принципу от простого к сложному.
Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество. Техническое творчество- это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий  пользой и объективной или субъективной новизной. Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструктивного характера.
Правильно организованная игровая техносреда, созданная в дошкольном учреждении дает возможность ребенку создавать новые продукты своими руками, активизирует интерес к конструированию, изобретательству, экспериментированию, развивает представления о свойствах материалов для конструирования, совершенствует умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.
          Для образовательной деятельности  МАДОУ № 9  в 2020 году приобрел набор «Планета STEAM» от LEGO® Education. «Невозможно играть, не получая знаний как и невозможно учиться без игры-главный тезис компании LEGO Group.
 С каждым новым визитом на Планету STEAM воспитанники всё больше узнавали о принципах работы зубчатых колес, движении объектов и измерениях величин. Воспитанники  решают поставленные перед ними задачи в процессе весёлых увлекательных игр,  непринужденной и увлекательной деятельности, во время которых они превращаются  в дизайнеров и проектировщиков своих тематических парков.
При подготовке к участию  в региональном отборочном  чемпионате Красноярского края Национального чемпионата по робототехнике «FIRST ROBOTICS CHAMPIONSHIP 2.0» воспитанники вместе с тренером подготовили проект Планета спорта «Мы вместе» (полоса препятствий). В этом году тема сезона программы FIRST LEGO League Discover – «ИГРОСТРОИТЕЛИ» и нашей команде предстояло узнать о том, как люди сохраняют здоровье благодаря играм и физической активности. Дети изучили некоторые проблемы, связанные с проектированием полосы препятствий, которая могла бы использоваться большим количеством людей и получили возможность думать и действовать как настоящие дизайнеры и инженеры, развивая в себе способность наблюдать, задавать вопросы, собирать информацию.   Наша команда творчески подошла к созданию своего проекта и постера о проекте. Постер - это краткая презентация команды, хода и результатов работы над проектом. Информация на постере была представлена в виде фотографий, рисунков, схем построек. Также дети получили инженерные тетради сезона «Игростроители», в которых они делали зарисовки своих идей и построек. Особенность нашей команды «ЛЕГОзнайки»: вместе с семьей и тренером мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся , но и работаем в одной команде «тренер-дети-родители». Это позволило  подготовить проект-полосу препятствий: включающую  крутую лестницу, с вращающейся платформой, которую приводили в движение шестиренки;  движущимся мостом; «Велосамолетом»; комнатой  кривых зеркал,  скалодромом «Точка опоры» и спуском по туннелю. По итогам чемпионата команда МАДОУ № 9 стала победителем в номинации «Прорыв».
Правильно организованная игровая техносреда, созданная в дошкольном учреждении, дает возможность ребенку создавать новые продукты своими руками, активизирует интерес к конструированию, изобретательству, экспериментированию, развивает представления о свойствах материалов для конструирования, совершенствует умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.
Библиографический список
1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018, 79с.
2. Зайцева Н.Г., Русских Е.И., Семенищенкова Т.В. Робототехника в детском саду. Дополнительная общеразвивающая программа / Зайцева Н.Г., Русских Е.И., Семенищенкова Т.В.-Краснодар: Экоинвест, 2019.-160с

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 66 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.