На XХIV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА: О ВОСПИТАНИИ, ВОСПИТАННОСТИ, ВОСПИТАТЕЛЯХ», 24-25 марта 2022 года, организатором которой является кафедра психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, работники МАДОУ № 9 Коркина О.К., Степанова Ж.Е., Шавлыгина Ж.А., Софронова О.Г., представили статью «Развитие познавательной активности воспитанников раннего дошкольного возраста в рамках реализации программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК (из опыта работы)».

Коркина О.К., Степанова Ж.Е., Шавлыгина Ж.А., Софронова О.Г.

МАДОУ № 9, г. Красноярск

В условиях современного мира использование инновационных образовательных программ в работе с воспитанниками открывает воспитателю новые возможности в образовательной деятельности.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначены новые стратегические ориентиры, направленные на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. В связи с этим поиск эффективных средств и форм развития познавательной активности у детей дошкольного возраста становится одной из важнейших задач современного образования.

Исходя из задач познавательного развития, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательный процесс должен ориентироваться на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Взаимодействие с ребенком должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на развитие познавательного интереса, любознательности, познавательной мотивации,  формирование познавательных действий.

Изучив инновационные программы в дошкольном образовании, коллектив МАДОУ № 9 остановился на программно-методическом комплексе «Мозаика» [1].

Важное преимущество программы «Мозаика» в том, что она состоит из двух модулей: ранний возраст – Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»; дошкольный возраст – Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Это позволяет обеспечить преемственность в организации образовательной деятельности воспитанников.

Внедрение инновационной программы «Мозаика» начали с групп раннего возраста. Для этого были приобретены программно-методический комплекс (ПМК) «Первые шаги» и издания для образовательной деятельности с детьми раннего возраста, игровое оборудование, оборудование на развитие сенсорного восприятия, наборы для познавательно-исследовательской деятельности, комплекты для продуктивной деятельности, оборудование для двигательной активности, конструкторы по программе «Первые шаги».

Воспитательно–образовательная работа в группах раннего возраста строилась на основе создания развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на обогащение жизненного опыта, через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей.

В каждой группе раннего возраста оборудованы центры развития, в которых представлены различные виды игрушек, именно для детей раннего возраста, с учетом основных видов детской деятельности детей.

Игровая (предметная) со всеми типами сюжетообразующих игрушек (куклы, кукольная одежда, домики, игрушечный транспорт и др.).

Познавательно-исследовательская (наборы вкладышей, коробки форм, игрушки с сюрпризом, динамические игрушки, кубики, конструкторы и др.).

Коммуникативная (литературно-художественные издания из серии «Для самых маленьких» и серии «Отгадай, поиграй!»).

Изобразительная (материалы для изобразительной деятельности). Оборудование для развития музыкальных способностей (шумовые инструменты, погремушки, музыкальные игрушки и др.), физической активности детей (разнообразные мячи, дорожки, ленточки, султанчики и др.).

Использование педагогами данного игрового оборудования позволяет совершенствовать образовательный процесс. Педагоги знакомят детей с помещениями групповой комнаты, предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых. Дети, играя, учатся различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, овощи и фрукты, виды транспорта, запоминают правила поведения в различных ситуациях.

Для развития у детей раннего возраста игровой деятельности педагоги активно использовали пособие «Играем, дружим, растем». В пособии представлены игры для детей 2-3 лет, условно разделенные на пять основных направлений развития ребенка-дошкольника: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Все игры, представленные в данном пособии увлекательны по содержанию, они помогают развивать у дошкольников умственные, волевые и творческие способности, воспитывают культуру общения в совместной деятельности. Очень увлекательно проходили игры и занятия на развитие познавательной активности, такие как игры с водой, игры с песком, игры с бумагой, игры с красками.  [2].

Знакомство со свойствами предметов происходило в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования воспитатели привлекали внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Большую роль уделяли играм и занятиям на развитие восприятия и мышления – игры с кубиками, наборами вкладышей, мозаикой, пирамидками и др.

Воспитатели использовали следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие интеллектуальному развитию, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи: дидактические игры и упражнения, бытовые и игровые ситуации, наблюдения и элементарный труд, игры-забавы и игры-хороводы, элементарное экспериментирование и др. Во время свободной игры воспитатели обращали внимание ребят к деталям игрушек, с которыми играли, декламировали хорошо известные и любимые ребятам стихи А. Барто, др.

Во время прогулки воспитатели обращали внимание детей на явления природы, на животных и их действия, сопровождая свою речь потешками и короткими стихотворениями. Во время чтения художественной литературы приучали детей слушать потешки, сказки, стихи, песенки, договаривали слова. Учили инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.  Активно использовались педагогами в работе с детьми литературно-художественные издания из серии «Для самых маленьких» и серии «Отгадай, поиграй!», которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова.

Для проведения таких форм деятельности как пальчиковая гимнастика, заучивание небольших стихотворений, игр-потешек, педагоги использовали более эффективный способ, предлагаемый авторами программы «Первые шаги»: сначала учим каждого ребенка индивидуально, потом такую работу проводим в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе. Используя данный способ, воспитатели увидели реальный результат своей работы. Между взрослым и ребенком легко устанавливается эмоциональный контакт. Дети пытаются повторить движения взрослого, легче запоминают слова, особенно если педагог сопровождает их подходящими по смыслу действиями. Далее ребенок уже самостоятельно пытается выполнять действия только по речевым инструкциям.

Воспитание ребёнка не ограничивается рамками образовательной организации. Важнейшую роль в том, как развивается ребёнок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому особую роль МАДОУ № 9 отводит взаимодействию с родителями.

Прежде всего, дошкольное учреждение полностью открыто для семьи. Родители осведомлены о предоставляемых в МАДОУ образовательных услугах, об условиях пребывания ребенка и о реализуемых в ДОО образовательных программах. Воспитатели в свою очередь, имеют представления о запросах родителей, об условиях жизни ребёнка в семье, о его индивидуальных особенностях. Педагоги приглашают родителей принимать участие в онлайн–занятиях и мастер-классах.

В МАДОУ № 9 организована работа родительского клуба «Мой малыш», цель которого, обеспечение эффективного взаимодействия в целях оптимизации детско-родительских отношений.  В рамках клуба проводятся совместные праздники, родители принимают участие в изготовлении атрибутов к развивающим играм, пособиям для занятий. В условиях пандемии все мероприятия проводятся на открытом воздухе: на участке группы, прогулочной веранде, спортивной площадке, и т.д.   Родители являются активными участниками образовательного процесса.

Ожидаем, что в ходе реализации программы «Мозаика» у дошкольников повысится уровень познавательной активности. Этому способствует и созданная в группах развивающая предметно-пространственная среда, способствующая активности дошкольников. У детей формируются позитивные умения и навыки, оказывающие влияние на развитие познавательной активности детей.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует государственной образовательной политике в области дошкольного образования, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности и собственному педагогическому мировоззрению, определяющему важность развития познавательной активности дошкольника для будущего становления его личности.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты познавательный интерес и познавательные способности дошкольника зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его развитии.

Библиографический список

  1. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. 3-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. 528 с.
  2. Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. М.: ООО «Русское слово - методическое пособие», 2020. 512 с.

pdfПрограмма XХIV Международной научно-практической конференции имени проф. В.А. Ковалевского (24-25 марта 2022 года, КГПУ им. В.П. Астафьева)

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 173 гостя и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.